« Вернуться к Пресса

Американское турне. Студенческий оркестр сыграл в Карнеги-холле

Записала Флюра МУСИНА

Студенческий Симфонический оркестр Казахской национальной консерватории им. Курмангазы совершил гастрольное турне по пяти крупнейшим городам США: Лос-Анджелесу, Сан-Франциско, Вашингтону, Бостону и Нью-Йорку. Молодые музыканты вместе со своим ректором народной артисткой РК Жанией Аубакировой выступили в самых известных залах мира – Кеннеди-центре и Карнеги-холле. Сегодня Жания АУБАКИРОВА делится своими впечатлениями о поездке с нашими читателями.

Голливуд

После алматинской снежной зимы приятно удивила погода на Южном побережье: 22 градуса и свежий морской бриз. Пресловутый экономический кризис коснулся и Голливуда – в целях экономии многие студии перенесли производство в более дешевые страны, поэтому мы осматривали знаменитые SONY и 

PARAMOUNT, скорее, как музеи, а не действующие студии. Конечно, хочется, как простым туристам, побродить, посмотреть новые места, но у музыкантов в голове одно: проверить условия зала, послушать акустику, найти возможность поработать. В этом смысле пианистам везет меньше: у всех музыкантов инструменты с собой, а нам свой нужно найти. В Лос-Анджелесе он нашелся в музыкальном магазине Блютнер-Кассимов, основанном в прошлом веке эмигрантом из России. Его замечательная хозяйка Хельга предоставила на выбор любой рояль. Поскольку фирма находится недалеко от Голливуда, многие инструменты арендуют для съемок. Хельга с гордостью называла имена известных режиссеров и их фильмы. Здесь есть один раритетный экземпляр 1858 года, кстати, в отличном состоянии. Я прозанималась шесть часов и получила огромное удовольствие от общения с людьми, преданными музыке. Хельгу на следующий день увидела на концерте, а ее восторженные апло дисменты и горящие глаза говорили о том, что теперь Казахстан и его музыканты будут для нее не совсем абстрактным понятием. 

Первый концерт состоялся в Saban Theatre, в элитном районе Беверли-Хиллз. Театр находится среди роскошных особняков голливудских звезд, именно в этом театре устроил погром Кинг-Конг в известном фильме. Прекрасный зал, богато декорированный, технически оборудованный, но, к сожалению, не предназначенный для концертов симфонической музыки, а потому – сложная акустика и все вытекающие отсюда последствия. Программа концерта, состоящая из русской классики в первом отделении и произведений казахских композиторов во втором была принята на «ура». Публика аплодировала стоя, очень много было на концерте эмигрантов из стран бывшего Союза. Первый концерт всегда самый трудный: после бессонных ночей, перелетов тебя преследует страх – сохранил ли форму? И это выступление показало, что оркестр легко справляется с техническими трудностями и, что гораздо важнее, способен сохранять и свою творческую форму, быть самокритичным. Раньше я всегда настраивала ребят перед концертом, а сейчас уже ничего не говорю – они сами знают. И хотя проблема студенческих оркестров в том, что каждый год состав обновляется на 25%, уходят выпускники, приходят первокурсники, уже сформировались традиции, и это помогает держать набранную высоту. И что удивительно: за рубежом у молодых людей автоматически включается чувство патриотизма. Они действительно очень остро ощущают, что защищают честь страны!

Сан-Франциско

В Сан-Франциско мне хочется вернуться вновь. И не только потому, что с таким успехом прошел концерт и все мы испытали необыкновенный подъем. Просто город этот обладает какой-то особой, притягательной аурой. В нем присутствует какая-то неуловимая атмосфера праздника, она невольно передалась и нам. Поэтому на репетицию в Zellerbach Hall, который находится в университетском городке Беркли, мы приехали в приподнятом настроении. Да и к смене часовых поясов уже привыкли, не путали день с ночью.  В Беркли на территории в пять квадратных километров проживают около 200 тысяч студентов, аспирантов и

преподавателей. Здесь есть все для учебы и развлечений. И концертный зал Zellerbach, в котором, по мнению моих американских коллег, идеальная акустика, и где, к моей большой радости, я обнаружила шикарный рояль, был заполнен очень живой, активно реагирующей публикой. Для нас несколько необычной была манера зрителей вскакивать после выступления – то, что у американцев называется «стоячие овации». 

Очень важно для музыкантов, чтобы в зале была хорошая акустика, чтобы звук, уходя, возвращался, тогда слышишь себя, и намного легче играть. Но не менее важно, чтобы эмоции, которые ты посылаешь в зал, также возвращались к тебе. И в этом смысле американская публика необыкновенно отзывчива. И если бы мне сказали, что после концерта Рахманинова, который я исполняла в первом отделении, у некоторых слушателей будут катиться слезы, я сочла бы это художественным преувеличением. Но факт остается фактом: оператор съемочной группы НТК «Казахстан», которая сопровождала нас на протяжении всего гастрольного тура, запечатлел эти эмоции на пленку…

Собираясь в эту поездку, мы пошли на рискованный эксперимент: вся подготовка гастрольной программы легла на плечи молодого дирижера, магистранта консерватории, 21-летнего Каната Омарова. У него очень хороший контакт с оркестром, музыканты понимают его с полуслова, а он очень доверяет им, при этом обладает не по годам развитой интуицией, ответствен ностью, силой характера и какой-то природной мудростью. Конечно, не хватает еще опыта, но Канат компенсирует его отсутствие необыкновенной страстностью, он весь в музыке, у него масса новых идей.

Перед гастролями к работе подключился Кристоф Мангу, французский дирижер, который уже много лет работает с нашей консерваторией. Они с Канатом разделили программу.  После концерта толпа поклонников окружила музыкантов, это были студенты из Казахстана, которые учатся в Калифорнии, многие приехали из других городов. Они просто не хотели нас отпускать.

Вашингтон

По своему гастрольному опыту знаю: если в городе есть наше посольство, кажется, что приезжаешь домой. Бесконечно благодарна Ерлану Идрисову, Чрезвычайному и Полномочному Послу Казахстана в США, за заботу о нас во время турне. Его выступление перед концертом в Кеннеди-центре, блиставшее юмором и эрудицией, сразу расположило публику к встрече с молодым оркестром.  Знаменитый центр исполнительских искусств им. Дж. Кеннеди включает в себя оперный, драматический театр, малый и большой концертные залы, выставочный зал и библиотеку. Мы выступали в самом большом, на три тысячи мест.  Успех в Беркли вселил уверенность в музыкантов, и я тоже была как-то необычно уверенна и спокойна, хотя прекрасно понимала, что играть в таком зале –большая честь для уже состоявшихся оркестров, а тут – студенческий…

Концерт прошел хорошо, публика опять аплодировала стоя, но не покидало ощущение, что мы не выложились на все 100… Сцена – мистическое место, иногда излишняя уверенность ведет к успокоенности, и тогда пропадает нерв выступления – то, что трудно объяснить словами, но что всегда чувствует зал.  По условиям контракта Кеннеди-центр осуществлял и видеосъемку концерта. Кассеты с записью мы забираем с собой и по приезде имеем возможность показать концерт по телевидению и увидеть со стороны наше выступление. И кто знает, быть может, мои опасения напрасны?

Бостон

Бостон сами американцы называют Новой Англией, здесь особая атмосфера, здесь средоточие университетов и колледжей, в одном из них, именно – в Массачусетском технологическом институте (MIT), мечтал учиться мой сын. Он приехал на наш концерт из соседней Филадельфии, где учится в настоящее время... Выдался свободный вечер, и студенты, в том числе и наш молодой дирижер, смогли попасть на выступление Бостонского симфонического оркестра, которым руководит известный Бернард Хайтинк. Тысячи часов теоретических занятий не заменят одного

такого концерта, когда можешь слушать и наблюдать работу высочайшего класса профессионалов.  А на следующий день мы сами должны были выступить перед университетской аудиторией. Репетиция прошла успешно. Студенты были собранны, сосредоточенны, и это уже признаки настоящего профессионализма. К концерту подошли с хорошим волнением, предвкушая праздник.

Хочу сказать несколько слов о программе. Мне хотелось, чтобы звучали мировые хиты – короткие, звучные. Но оказалось, что играть такие произведения значительно труднее, чем сорокаминутные симфонии. Настроиться и за короткое время выдать всю энергию исполняемого произведения – под силу не каждому взрослому оркестру. Мы остановились на симфонической поэме П. Чайковского «Ромео и Джульетта», Втором концерте Рахманинова в первом отделении и на произведениях казахстанских композиторов во втором.  Рахманинов прошел на «ура», его, по-моему, очень любят в Америке. «Candid» Бернстайна, блестяще исполненный оркестром, вызвал шквал аплодисментов у патриотичных американцев, и в этом несомненная заслуга Каната Омарова. 

Уже стало традицией готовить к гастролям новое произведение казахстанских композиторов. Консерватории повезло, в ее стенах творит очень яркий, самобытный композитор – наш проректор Актоты Раимкулова. В прошлом году ее произведение «Дала сыры» прозвучало на фестивале молодежных оркестров «Янг евро классик», и это была мировая премьера. В этот раз она написала специально для американского турне симфоническую поэму, навеянную образами произведений Чингиза Айтматова. У Актоты очень яркий композиторский язык, узнаваемый и стильный, хотя легкой ее музыку не назовешь: сложный ритмический рисунок, меняющиеся темпы. И микс, который композитор использует, – смешение классического состава оркестра и фольклорной группы «Туран» – делает ее произведения очень привлекательными для зрителя, поэтому все выступления проходили под оглушительные овации.  Фольклорный ансамбль «Туран», исполнявший в наших концертах несколько произведений, тоже вызывал необыкновенный интерес. Завершало наше выступление искрометное короткое произведение Тлеса Кажгалиева. В общем программа была выстроена последовательно и цельно, и в Бостоне мы еще раз убедились в этом, стоя на сцене под несмолкающие аплодисменты публики.

Нью-Йорк

О выступлении на знаменитой сцене Карнеги-холла мечтает, наверное, каждый музыкант. И не только из-за ее престижности, но и из-за изумительной акустики и атмосферы зала. Здесь одинаково хорошо слышно на каждом из 2 800 мест.  Отсюда, как с вершины, на которую ты взобрался, стало ясно, что все трудности подготовки и сложности самого турне были теми этапами, которые закалили студентов, подготовили их к этой высоте.

Магия этого зала действовала и на студентов, и на меня. Сидя в гримерке, я помнила, что до меня здесь были легендарные музыканты. А на рояле, на котором сегодня играю я, играл Даниэль Баренбойм. Сам Рахманинов выступал здесь со Вторым концертом. Все это не могло не воодушевлять. Перед выходом на сцену я обратилась к студентам: «Тысячи музыкантов мечтают сыграть в этом зале, но не у всех есть такая возможность. Поэтому доставьте сегодня удовольствие себе и слушателям». Можно было бы это и не говорить, студенты чудесно преобразились, оркестр превзошел себя, концерт прошел на одном дыхании. 

В те дни в Нью-Йорке проходил инвестиционный форум, и многие казахстанские экономисты, представители государст венных структур, члены Правительства, бизнесмены были на концерте. На следующий день после него заседание форума началось с поздравлений: политики и экономисты поздравляли с триумфом музыкантов…  Что касается самих музыкантов, то, как признавались многие, они чувствовали полное опустошение. Наверное, осознание придет позже, но уже ничто не сможет изменить ту планку, ту высоту, на которую они поднялись, а вместе с ними и музыкальное искусство Казахстана.