« Вернуться к Пресса

Старт к звездам

Записал Аскар Баев.
2008г.

Жания Аубакирова и ее студенческий оркестр

Августовские зарубежные гастроли студентов нашей консерватории стали традиционными. В прошлом году они дали четыре концерта в Италии, в позапрошлом выступили в самом большом и престижном для исполнителей классики концертном зале Лондона «Барбикан холл». А три года назад участвовали в международном фестивале молодежных оркестров в Германии. Нынче то были уже два фестиваля - Young Euro Classic и Kultur Sommer Nord Hessen, а это три концерта - в Берлине, Франкенберге и Касселе, и сверх того - четвёртый концерт в Бонне по приглашению Немецкой службы академического обмена.

- Koncerthaus в Берлине, где прошло наше первое выступление, - это то, о чем может мечтать музыкант любого уровня. Зрительный зал на три тысячи мест, изумительная акустика, неповторимая аура, дарующая фантастическую энергетику. Я играла здесь второй раз, и то было вновь ни с чем не сравнимое удовольствие, - делится своими впечатлениями ректор Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Жания Аубакирова. - Представьте себе: люди сидят в партере, на трех этажах балкона, и даже над сценой под сверкающей органной стеной. То есть музыкант находится как бы в зрительском кольце. С появлением исполнителя устанавливается необыкновенная, сверхчуткая тишина, которая поднимает тебя на небывалую высоту. И это не только мои личные ощущения. Об этом же говорили мои студенты-оркестранты, которые исполняли вначале вместе со мной Второй концерт Брамса, потом симфоническую поэму «Дала сыры» Актокты Раимкуловой, а затем «Весну Священную» Стравинского. И когда в этом огромном зале воцаряется тишина, ты растворяешься в ней, ты одно целое с этими тремя тысячами слушателей, ты чувствуешь себя абсолютно счастливым из-за того, что можешь разделить с ними музыкальное сопереживание, и ничего прекраснее в твоей жизни быть не может.

Отправляясь со студенческим симфоническим оркестром и с фольклорно-этнографическим ансамблем «Туран» в эту поездку, я понимала, что мы поставили перед собой сверхсложную задачу. Репертуар у нас был весьма и весьма непростой, репетиции шли трудно, у нас не все получалось, как надо. И, может быть, лишь в последний день едва забрезжили контуры того, к чему мы стремились. Я очень, очень волновалась. Особенно перед первым выступлением. Немецкое телевидение снимает нас, мы под прицелом четырех телекамер. Записывает нас и немецкое радио, потом это будет транслироваться по всей стране.

Надо сказать, что до этого нас прорекламировало ZDF (первый, главный телеканал Германии). Его сотрудники случайно прочитали в New-York Times о том, что в нашей консерватории проходит необычный эксперимент: молодой немецкий дирижер Ян Мориц Онкен руководит нашим студенческим симфоническим оркестром. Причём, руководит более чем успешно: в конце учебного года студенты получают приглашение на зарубежные гастроли. В частности, с нами заключила соглашение знаменитая продюсерская компания «IMG Artists» (она работает лишь со звездами мирового уровня) и пригласила в США и Канаду в гастрольное турне, в ходе которого мы должны выступить в Карнеги Холл в Нью-Йорке.

Так вот, телеканал Германии загодя командировал в Алматы группу из четырех человек, которая сняла фильм о нашем студенческом симфоническом оркестре. Мы еще лишь собирались в поездку, а вся Германия уже увидела фильм о нас, что, конечно, подогрело интерес к нашим выступлениям. Так что нам деваться было некуда, мы уже как бы получили международное признание, и играть надо, что говорится, по гамбургскому счету. А мы по простоте душевной выбрали очень сложную программу. Мое педагогическое сердце было в крайнем смятении: выдержат ли мои студенты этот сверхтрудный экзамен, сумеют ли одолеть эту поистине космическую высь? Я не знаю, что у них там включилось, но я сама себе не верила - как они играли!.. Ведь у нас была всего одна репетиция в этом зале, ничего не получалось, не звучало. Я поняла: сейчас будет полный провал. И вот в 12 ночи Алматы (у нас с Берлином разница в четыре часа, а концерты начинаются там в восемь вечера) мы погружаемся в эту удивительную, сверхчуткую тишину. Живая акустика, никаких микрофонов. И я ушам своим не верю: детки наши играют как профессионалы высшей марки. Да-да, играют как музыканты бывалые, хорошо оплачиваемые, с большим опытом гастрольной жизни. И я понимаю: без волшебства здесь не обошлось. Что мне оставалось делать? Я подключилась к волшебству. И зрительный зал дышал в унисон с нами, он тоже соучаствовал в том волшебстве. Наверное, сам Брамс присутствовал в зале, внимая струящимся конфигурациям, которыми он наполнил свой второй фортепианный концерт. Так что первое отделение мы выиграли, что говорится, вчистую.

А как они играли «Дала сыры» Актоты Раимкуловой, во втором отделении, как они играли! Я сидела рядом с подругой в зрительном зале и лишь повторяла: «Это правда? Не верю, не верю…». Дальше я просто слушала вместе со зрителями, как они исполняют эту сложнейшую «Весну Священную» Стравинского, с которой по силам справиться лишь зрелому оркестру. Я понимаю, что это результат не только напряженнейших занятий и репетиций, но и то чувство ответственности, которое пришло к нашим деткам там, за рубежом. Как это ни банально звучит, но, наверное, они понимали, что защищают честь своей страны.

- Скажите, а «деткам» по сколько лет?

- От 17 до 23-х. Там есть, конечно, аспиранты и очень молодые педагоги, но в основном это студенты. С нами поехала даже одна абитуриентка-валторнистка.

Раньше, когда мы попадали в подобную зарубежную поездку, мы, в общем-то, не задумывались, в каких концертных залах будем выступать, и были рады, если хоть кто-то приходил на наши концерты. Сейчас все коренным образом изменилось. Нам дают лучшие концертные площадки, зрительные залы переполнены. О нас пишут газеты, причем это не просто информация о наших выступлениях, это глубокая, умная критика, о какой мы у себя дома забыли, потому что музыкальных критиков у нас, к сожалению, нет. В Германии мы получили в разных газетах 12 рецензий на наши четыре концерта! В прошлом году, когда мы выступали в Англии, о нас написала лондонская «Independent», причем, дала исполнительскому мастерству наших музыкантов очень высокие оценки. Тут ведь есть и вторая сторона медали: кроме безусловного внимания к нам зарубежных слушателей, мы ощущаем у себя в Казахстане мощную государственную поддержку. Я лишь в первый раз, в 2004 году, искала спонсоров, чтобы повезти коллектив, а это ни мало, ни много более ста человек. После первого безусловного успеха за рубежом, я пошла в министерство экономики и бюджетного планирования, показала в записи на DVD наши выступления, выложила рецензии именитых зарубежных критиков и привела главный аргумент: наши выступления работают на имидж страны. И теперь пусть не в полном объеме, но мы получаем вполне реальные средства, благодаря которым такие поездки становятся возможны. Что крайне важно при этом, студенты еще в процессе учебы обретают бесценную практику выступлений не просто на шефских концертах, а на самом высоком уровне, перед самой взыскательной публикой. Это окрыляет, преумножает творческие силы.

- Общеизвестно, что ныне интерес к классической музыке падает. Вас это не настораживает?

- Но немцы опровергают эту, казалось бы, очевидную истину. Нам везде сопутствовали и переполненные зрительные залы, и восторженный зрительский прием. Так было и в Koncerthaus в Берлине, и в «Kulturhalle» во Франкенберге, и в храме Святого Мартина в Касселе, и в самом современном концертном зале Бонна. Сказать по правде, я сама поражалась исполнительскому уровню студентов, я уже воспринимала их на равных, как своих коллег, как высокопрофессиональных музыкантов. Аура зала, сам дух зрительского восприятия и одухотворенность были некими дополнительными стимулами, приподнимали над обыденностью, стократ увеличивали наши силы.

Кстати, кроме того, что наше турне сопровождала две съемочные группы из Германии и Казахстана, так что телезрители вскоре увидят две версии телерепортажей о нашей поездке.

- Вам предстоит поездка в США. Уже известно, где вы будете выступать?

- Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфия, Бостон, Сан-Франциско. Пока у нас есть на эту поездку лишь половина необходимой суммы, остальное надо изыскивать. Думаю, нам не откажут в помощи.

- Программа та же?

- Ни в коем случае! Программа будет обновлена. Возможности для этого есть. Если раньше наш студенческий симфонический оркестр давал два-три концерта в течение учебного года, то теперь таких концертов - шесть-семь с разной программой.

- Что будет включено в концертную программу для США?

- Пока точно не определено. Конечно, вероятнее всего, студенческим концертом будет дирижировать Ян Мориц Онкен. Я тоже выступлю со своими учениками, это будет для меня своеобразной компенсацией за все мои педагогические и организаторские хлопоты. Знаете, не так-то просто заполучить хороший оркестр для своего выступления, так что я делаю его сама, что говорится, из подручного материала - из моих замечательных, горячо любимых мною студентов. Тут есть, конечно, и сложность, и вполне закономерный интерес: ежегодно студенческий оркестр на 25-30 процентов обновляется. Я стараюсь делать все возможное, чтобы симфоническая культура у нас поднималась. Я прекрасно понимаю, что в нашей консерватории вырос оркестр хорошего мирового уровня. Я для них и наставник, и коллега. Разница в возрасте? Для талантливых людей её не существует. Мы просто наслаждаемся возможностью работать.

- Вы творческий человек, но и ректор огромного вуза. Вас это не тяготит?

- Здесь есть свои радости. В этом году у нас вообще парад успехов. У нас в консерватории прошли Международный фестиваль «Посвящение роялю» и Международный фестиваль новой музыки «Наурыз-21». В апреле наш оркестр казахских народных инструментов завоевал Гран-При на Международном фестивале в Актобе. Прошла уникальная акция «Дипломатия звезд». Камерный оркестр консерватории с большим успехом выступил на Центрально-Азиатском фестивале в Душанбе. Хор консерватории выезжал в Симферополь, где был удостоен Гран-При Международного фестиваля хоровой музыки. Я получила оттуда массу благодарственных писем. Вообще, в прошлом году на различных конкурсах наши студенты-солисты, а также крупные музыкальные коллективы получили 71 награду разных достоинств.  Так что я как музыкант, и как ректор очень удовлетворена.