– Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях.
– Мои родители не музыканты: папа – экономист, ученый, академик, педагог высшей школы, а мама – филолог, лингвист, профессор, специалист арабского языка. Но именно они смогли передать мне всю свою страсть к просветительству, образованию, культуре. А также свое мудрое, интеллигентное отношение к жизни, желание жить и трудиться во имя добра. И чем старше становилась, тем больше понимаю, какими редкими и выдающимися личностями они были.
– То есть вы стали первым профессиональным музыкантом в вашей семье. Кто же сегодня может продолжить начатую вами музыкальную династию?
– Так сложилось, что нет никакой династии. Дети мои выбрали другие профессии, среди родственников тоже никто не пошел по музыкальной стезе. Я живу в такой атмосфере, когда большинство моих родственников не придают особого значения моей артистической профессии, и соответственно, той специфике и образу моей жизни как музыканта. Кроме, конечно, моей семьи.
Но мне нравится, что у них нет особого пиетета к моим концертам, гастролям, выступлениям по телевидению. Мои дети рано увидели другую сторону такой публичной жизни. На самом деле она заполнена напряженными репетициями, волнениями перед концертами, то есть далека от восторженных, романтических представлений. Возможно, в силу этих причин выбор профессионального пути моих детей стал не в пользу музыки. И все-таки для меня было важным, чтобы они познали мир музыки, поэтому дети, по крайней мере, «промучились» в музыкальной школе. Сегодня у меня появилась надежда: может быть, внуки смогут увлечься волшебным миром музыки. И тогда я вам расскажу о музыкальной династии.
– В трудные 1990-е годы у вас не появлялась мысль уехать за заработками и признанием, как это сделали многие музыканты, к примеру, из России? Тем более что имя казахской пианистки Жании Аубакировой уже хорошо знали за рубежом.
– Такая мысль точно не появлялась. У меня не было никаких сомнений, что я буду жить и работать только в Казахстане. Не потому, что я видела особенные перспективы, в первые годы разрухи СССР их скорее не было. Просто не думала об этом. Все-таки я родом из традиционной казахской среды, в том смысле, что для меня имеют важное, первоочередное значение самочувствие родителей, жизнь рядом с ними и родственниками. К слову, никто из них не думал, и я в том числе, о какой-то особенной карьере концертирующей пианистки. Казалось, что звезды пианистического мира живут на какой-то другой планете, на которую простым смертным нет доступа.
– Жания Яхияевна, несмотря на скромность, вы достигли потрясающих успехов…
– С юности для меня всегда было важным научиться понимать природу инструмента, прикосновением к клавишам выражать духовные послания великих композиторов. В те годы много занималась на рояле не для какого-либо конкретного результата, а потому что сам процесс увлекал меня. Искренняя любовь и преданность музыке, действительно, стала приносить плоды: в 1983-м я успешно выступила на международном конкурсе пианистов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, который помог ощутить себя в новом качестве. Я поверила в свои силы, появились поклонники моей игры, и я стала гастролировать во многих странах. Словом, жизнь сказочно переменилась. В течение следующих пяти лет с огромным удовольствием играла концерты во Франции, Японии, Финляндии, Чехословакии, Болгарии. И почти всегда ужасные концерты по СССР – близился крах плановой гастрольной деятельности, вся атмосфера была пропитана политикой. К слову, многие московские музыканты в тот период уезжали из страны.
Мое счастье, что трудности 90-х годов, которые возникли при распаде Союза, пережила относительно благополучно. На это время пришлись радостные моменты – создание семьи, рождение детей. В те сложные годы всем было страшно заглядывать даже на год вперед, особенно людям культуры: казалось, что уже не будет концертов, ничего, связанного с прежними идеалами и возможностями профессии.
Поэтому совершенно не случайно стала искать новые идеи для применения своих знаний и сил. Идею создания школы нового типа поддержал Президент Нурсултан Назарбаев. Как во всяком новом деле, было преодолено много организационных трудностей. Но результат того стоил – частное учреждение образования успешно существует уже более 20 лет. Главное для меня, что школа оказалась нужной людям, занятия приносят много радости от настоящего творческого процесса, от по-настоящему больших успехов ее учеников. Думаю, что эта деятельность во многом и предопределила мою будущую профессиональную направленность, связанную с образованием, педагогикой.
– На ваш взгляд, какие перспективы сегодня у молодых исполнителей на Родине?
– Для молодых исполнителей у нас созданы хорошие возможности. К примеру, у студентов консерватории есть прекрасные шансы при желании поехать в другие страны, чтобы продолжить учебу, пройти стажировку, участвовать в конкурсах, выступать на лучших сценах мира. За последние годы они значительно повысили собственную самооценку, успешно выступая во многих международных конкурсах, покоряя такие мировые сцены, как Carnegie Hall, Kennedy Centre, Barbicanhall, Konzerthaus, Berliner Philharmonie.
Когда перед молодым исполнителем открываются такие большие возможности, могут возникнуть неоправданные иллюзии, что любой желающий может реализоваться и претендовать на успех. Но возможности, предоставляемые государством и бизнес-сообществом, могут стать трамплином для профессионального роста только для тех, кто по-настоящему трудолюбив. Я много думала по этому поводу, сравнивая положение тех, кто остался в стране, с теми, кто уехал за рубеж в поисках лучшей доли. На самом деле и те, и другие пережили много трудностей. Даже при равных условиях одним удалось проявить талант и достичь высот в карьере. А другим, к сожалению, нет. Как мне думается, профессиональный успех не совсем зависит от страны проживания, поскольку без преодоления трудностей не бывает становления личности. Многое все-таки зависит от природных данных, от умения понимать и принимать этот мир и просто человеческих качеств. В любой стране, вне зависимости от ее традиций, востребованы умные, талантливые и харизматичные личности. Поэтому в самом начале разговора подчеркнула, что считаю главным счастьем своей жизни родиться, получить воспитание и жить рядом с такими талантливыми людьми, как мои родители.
– Как ректор вы сотрудничаете с Ассоциацией европейских консерваторий. Что это дает КНК им. Курмангазы?
– Несколько раз принимала участие в ежегодных конгрессах европейской ассоциации – наиболее крупной и представительной в мире. Интересно было ознакомиться изнутри с реальным процессом и проблемами европейского образования. Но скоро поняла, что принимать участие в дискуссиях европейских коллег уже некогда – аналогичные процессы в Казахстане стали происходить более стремительно. Наша страна требовала неукоснительного следования Болонским принципам. И если не во всем процессе, то в некоторых полезных деталях мы продвинулись значительно. Современная ситуация, возникшая в общем гуманитарном и техническом образовании, ориентировала на создание условий для академической мобильности студентов, что важно перед лицом глобальных процессов на рынках труда. Главное, что мы осознали: процесс реформирования в образовании – перманентный, это в природе нашей отрасли.
Кроме того, успешным стало сотрудничество с учебными заведениями. Например, с Парижской Высшей национальной консерваторией музыки и танца. Это многолетнее общение потрясающих педагогов и студентов наших консерваторий принесло нам много профессиональной пользы, а главное – значительные изменения в ментальности. Мы почувствовали себя принятыми в доброжелательное и открытое братство музыкантов. Благодаря партнерам наше сотрудничество получало финансовую помощь на все совместные проекты от МИДа Франции в течение пяти лет. И впоследствии мы стали расширять свое поле: сегодня в числе наших партнеров более 60 учебных заведений и концертных организаций. По программе Министества образования и науки в нашей консерватории преподавали, концертировали в течение недели-двух, иногда и целого месяца до 40 знаменитых музыкантов в год из разных стран.
– Какие знаковые музыкальные события нашей страны вы отметили бы?
– Самые крупные культурные события происходят в нашей столице. Много мировых звезд уже побывали в Астане, где проводятся фестивали оперного, балетного и киноискусства, приезжают знаменитые режиссеры на новые постановки. Потрясающий театр «Астана Опера», в котором мне посчастливилось выступать с оркестром. Открывающаяся в нынешнем году и превосходящая любое воображение Академия хореографии! Консерваторские коллективы готовятся принять участие в культурной программе ЭКСПО-2017, презентующей миру современное видение будущего. И это совершенно правильно, ведь таким образом идет форсированное развитие культурной и образовательной среды высокого уровня, соответствующей высоким амбициям Казахстана.
Алматы при этом продолжает оставаться самым крупным городом страны с высокими культурными запросами. Он обладает особой атмосферой, воспринимающей и воспроизводящей все самое продвинутое, неординарное, иногда даже из ряда вон выходящее. Я люблю Алматы за открытость новому, за готовность узнавать, восторгаться и умение критиковать. И я поддерживаю всех, кто называет такую способность общенациональным характером. Все это подтверждает, что у нашего общества генетически высокий уровень способности к интеграции с миром. А современная ситуация в информационном пространстве, глобальные процессы предоставляют самые широкие возможности для этого.
– И еще. Какая концертная площадка может стать вашим следующим профессиональным открытием?
– Время, когда концертная площадка могла стать для меня профессиональным открытием, по-моему, проходит. Хотя до сих пор помню тот восторг, когда впервые выступила в Париже, когда у меня появился мой концертный Steinway. Помню неповторимые ощущения перед концертом в Gaveau, состоявшийся после большого перерыва. Никогда не забуду первого впечатления от роскошных Konzerthaus, Barbicanhall, Carnegiehall, от Большого зала Московской консерватории, Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского концертного зала, от множества прекрасных прибалтийских, японских, корейских, американских залов!
Сегодня понимаю, что все эти волнующие события были нужны, чтобы осознать непостижимость жизни, ощутить ее красоту. Когда жизнь прекрасна и непредсказуема, это придает ей особый смысл и очарование.