« Вернуться к Пресса

Артисты из Казахстана в Konzerthaus

В.М.Ибраева
Заведующая кафедрой «специального фортепиано»,
Профессор, почтенный отличник образования РК

«Классическая музыка с восточной ноткой», «С воодушевлением и страстью», «Музыка расцветает в степях», «Высокий уровень и радость», «Артисты из Казахстана в Konzerthaus» - такими восторженными заголовками пестрела немецкая пресса во время турне Студенческого симфонического оркестра Казахской национальной консерватории имени Курмангазы…

В последние годы, по сложившейся традиции, в период летних каникул студенты консерватории, вместо отдыха, готовятся к участию в зарубежных фестивалях, конкурсах, концертах. Мы, педагоги консерватории замечаем особенный настрой студентов на учебный процесс, воодушевленных после очередных успешных гастролей. Студенческий оркестр участвовал в самых престижных фестивалях в Германии, Италии, Великобритании. В этом году, в августовские дни, наш оркестр принял участие в двух молодежных фестивалях «Young Euro Classic» и «Kultur Sommer Nord Hessen».

Турне нашего оркестра вызвало небывалую реакцию немецких газет, которые опубликовали двенадцать рецензий на все выступления. Удивительная реакция, если знать, что искусство молодых не всегда вызывает интерес маститых критиков – в основном, они реагируют на популярные имена, громкие события. В наши дни получить позитивные рецензии – это очень крупное достижение и признание высокого мастерства молодых музыкантов из консерватории.

В последние три-четыре года наши студенты получают хорошие возможности для профессионального роста. Они как настоящие взрослые коллективы выступают в лучших залах Европы, а большинство концертов снято и транслируется европейскими и казахстанскими телеканалами. Телевидение – беспристрастный свидетель реального успеха людей искусства. И, конечно же, рецензии, через которые мы знакомимся с оценкой западной критики, которая интересна нам своеобразным стилем изложения, образом мысли, особенностями формы.

На что обращают внимание западные критики? Неожиданной для всех стала суперсложная программа, состоящая из мировых классических сочинений и, конечно же, требующая высшего профессионального пилотажа: Концерт №2 для фортепиано с оркестром И.Брамса и «Весна священная» И.Стравинского. Казахстанская музыка была представлена мировой премьерой «Дала сыры» А.Раимкуловой.

«Отнюдь нелегкая музыка… Концерт симфонического оркестра консерватории, явился свидетельством того, что в Казахской национальной консерватории можно получить великолепное музыкальное образование» - говорит Райнер Пехер из газеты «Frankenberg».

«Пробиться с такой силой сквозь часто меняющиеся ритмические атаки «Весны священной» и, одновременно, педагогически искусно подготовить их для студенческого оркестра – это достойно восхищения! Отличный студенческий оркестр, возможно, самый лучший, который выступал здесь в Концертхаус» - говорит один из самых авторитетных берлинских критиков Клаус Гайтель в газете «Берлинер Моргенпост».

Немецкий журналист Гидо Кравинкель пишет о концерте Брамса: «То, что они на правильном пути, доказывает открывший выступление второй концерт для фортепиано с оркестром Брамса. Игра оркестра и солистки, ректора консерватории Жании Аубакировой, была превосходной и сама она с элегантностью исполняла свою сложную партию».

Совершенно в необычном стиле, несвойственном немецкому темпераменту, выразил свою оценку концерта в Берлине Клаус Гайтель: «Дирижер Ян Моритц Онкен умело и с готовностью предоставил красную дорожку оркестра для  величественной солистки Жании Аубакировой. Госпожа Аубакирова виртуозно отыграла  свое право солистки, музыкально доминируя и все более выходя на передний план происходящего. Она добавила «перца» Брамсу, она стерла его в порошок, она прочесала его «граблями». До самого конца она оставалась госпожой ректором консерватории, перед которой все действующие лица должны были преклоняться в музыкальном плане. Включая Брамса». Концерт Брамса , исполненный казахстанскими музыкантами, по-настоящему удивил немецкую аудиторию своей особенной интерпретацией.

Michael Jordan в журнале DAAD-magazin впечатлен «свистом и завыванием ветра в исполнении кобыза, ритуального струнного инструмента шаманов. А еще и горловое пение, и звуки домбры, двухструнного инструмента. Один музыкант бьет в бубен, другая играет на лютне, из которой она извлекает звуки, как при игре на арфе (казахский народный инструмент жетиген). Группа «Туран», пятеро молодых казахских музыкантов в национальных костюмах перенесли всех гостей, переполнивших зал в Бундескунстхалле, в совершенно иной мир: звуки казахской степи вихрем проносились в зрительном зале». И продолжая в следующем абзаце: «Музыкальная мощь произведения стоила огромных сил. Зрители аплодисментами выразили свои симпатии, большое уважение и признание».

Есть зрители, которые предпочитают слушать давно известную и популярную музыку. Таких, наверное, большинство. Но есть особый слушатель, который ищет новых музыкальных впечатлений, и встреча с таким слушателем – настоящее счастье для музыкантов. В этом смысле,  особый успех имело произведение композитора Актоты Раимкуловой, о котором писали: «На удивление фаворитом вечера оказалось самое короткое и дышащее свежестью произведение, исполненное между двумя пространными произведениями великих мастеров». В симфонической поэме «Дала сыры», может быть впервые, удалось соединить в одной партитуре ансамбль из традиционных музыкантов с полным составом симфонического оркестра.

«Они играют свою будоражащую музыку, в которую вскоре вступает и симфонический оркестр, чтобы сделать более доступной публике первозданные звуки этой музыки, их радостной самобытности на подобающий ему серьезный манер. Попытка удалась блестяще!» - пишет Клаус Гайтель из «Берлинер Моргенпост».

«Используя национальные инструменты, она создала удивительно изобразительную музыку для оркестра, перемешивая разные оттенки струнных и духовых инструментов» -  дополняет своего коллегу Вернер Фритч из газеты «Херсфельдер Цайтунг».

Музыкальная критика - особая отрасль музыкознания. В нашей стране, так же как и в странах бывшего Советского Союза, она мало развивалась, и уже давно нуждается в новых свежих импульсах. Содержание этих рецензий – богатый материал для студентов консерватории, специализирующихся в области музыкальной критики.

Из газеты «GENERAL – ANZEIGER»: «Соло на фаготе  в начале «Весны Священной» Стравинского привнесло действительно дуновение дикого и церемониального экстаза, и ритуальный элемент «Весны Священной» был реализован с точностью, достойной восхищения. Упоительный финал вызвал настоящий шквал аплодисментов».

Уже упомянутый выше Вернер Фритч из Касселя задается вопросом: «чем объяснить успех международных студенческих оркестров, выступавших в Северном Гессене в рамках фестиваля «Летняя Симфония»? Это – свежесть восприятия и вдохновение молодых музыкантов, которые, если необходимо, отсутствие опыта с лихвой восполняют энтузиазмом». Далее он продолжает: «Под сопровождение цитры, бубнов, двухструнного инструмента и низких голосов, которые напоминали пение в буддистских монастырях, слушатели из переполненного зала церкви Святого Мартина отправились в музыкальное путешествие в Центральную Азию».

Много восторженных оценок получил дирижер студенческого оркестра Ян Мориц Онкен, который сотрудничает с оркестром консерватории с прошлого года. Он представляет собой пример современного профессионала,  устремленного к музыкальной истине и одновременно отдающего много сил организационной и просветительской работе. Его энтузиазм и амбициозные планы заражают своей энергией и напором. Интересно услышать как он отвечает на вопрос телевизионного канала WDR.de: «Вы работали в Санкт-Петербурге, Лондоне и Берлине. Каковы особенности работы в Казахстане? В Казахстане соприкасаются две абсолютно разные музыкальные культуры: западноевропейская классическая история музыки и восточноазиатская музыкальная традиция со своими собственными звуками и инструментами. Иногда это столкновение – как два камня, которые трутся друг о друга, и искры летят по сторонам, как в позитивном, так и в негативном смысле. Это создает креативность, способствующую возникновению чего-то нового. Как музыкант я нахожу это очень увлекательным – работать с различными представлениями и настроем».

Слушая восторженные отзывы студентов о поездке, видя их воодушевление и радость от пережитого успеха, мы как педагоги консерватории, еще больше задумываемся о природе учебного процесса в творческом вузе. Как часто, реальный потенциал студентов не проявляется в обыденных условиях: лекциях,  уроках, экзаменах. То что в других профессиях именуется «производственной практикой», в нашем деле – это концерты. Ректор консерватории Жания Аубакирова часто рассказывает о студентах, с удивлением сравнивая их выступления дома и на гастролях: «Наша многолетняя работа с симфоническим оркестром, также, как и с другими студенческими коллективами консерватории – это своеобразная «фабрика звезд», которая ежегодно принимает молодых музыкантов, практически без опыта концертной практики. Можно считать большой удачей современных студентов, что благодаря поддержке государства и спонсоров их артистический талант становится востребованным практически с первого года обучения в консерватории. Это помогает им реализовывать свой потенциал, увеличивая его многократно. А если речь идет о музыкальном коллективе в сто человек – профессиональные и энергетические возможности каждого поднимаются на небывалую высоту».

Приметой нового времени в консерватории стало сотрудничество с западными СМИ. Меньше чем за год в наш вуз приехало для организации репортажей о нашей жизни два немецких телеканала «Deutsche Welle» и «ZDF». Французский канал «Mezzo» планирует с нами совместный фестиваль камерной музыки. Лондонский телевизионный культурный канал «Performance chanel» c 2006 года транслирует запись выступления нашего оркестра в «Barbican Hall». Влиятельная «Independent» поместила восторженную рецензию об этом концерте. А после статей в «New York times» и «International Herald Tribune» и участия оркестра в фестивале «Young Euro classic» наши музыканты приглашены знаменитой и влиятельной «IMG Artists» на следующий год выступать в лучших залах Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Сан-Франциско, Филадельфии.

Последней новостью стало приглашение фестиваля молодежных симфонических оркестров «Young Euro classic» участвовать в совместном проекте “Silk Way”  с привлечением музыкантов из Китая, Японии, Кореи, стран Центральной Азии, Кавказа, России, Австрии, Италии, Германии для организации турне по всем странам-участникам. Репетиционной и организационной базой проекта было предложено стать КНК имени Курмангазы, с преимущественным участием наших студентов.

Приятно ощущать сопричастность к удивительным процессам, происходящим в консерватории. Мы гордимся тем, что наш вуз занимает высокие позиции в рейтингах высших образовательных учреждений Казахстана и получает признание коллег за рубежом. Консерватория, внедряющая новые образовательные технологии и стандарты, современные специальности, остается важным культурно-просветительским центром, прилагающим много сил для организации международных проектов, фестивалей, конкурсов, концертов.

Профессиональные успехи наших студентов и преподавателей, окрыляют и вдохновляют нас. Мы действительно хотим, чтобы не только музыканты, но и все наше общество по-настоящему чувствовало глубинную сущность музыки, которая отражает свет и силу мирового духа. В постижении закономерностей ее развития и жизни, в понимании формы и структуры музыкального времени нам открывается величайший смысл, заключенный в ней.