« Вернуться к Пресса

7 миллиардов осмысленных миров

Новости Казахстана
27 января 2018
original link


скачать фото

Властительница детских фантазий кэрролловская Алиса, страхуясь от возможной бессмысленности мира, предлагала придумать смысл самостоятельно


Если предположить, что каждый человек решится на это, в нашей Вселенной может быть более миллиардов осмысленных миров!

И мне кажется, что самые яркие миры будут наполнены служением музыке. 

Такие миры – наполненные музыкой – завораживают преданностью, часто хрустальной чистотой, мощью и несгибаемой верой в нечто неуловимое для большинства людей и предельно конкретное, точное для авторов миров. В романе Милана Кундеры описана одна из самых впечатляющих для меня ситуаций. За две недели до премьеры Седьмой симфонии Малер заперся в шумном гостиничном номере и ночи напролет перерабатывал инструментовку.  Он был убежден, что все его сочинение будет загублено, если во второй части вместо гобоя мелодию будет вести кларнет. В реальности вряд ли кто-нибудь смог бы отличить обе версии исполнения на слух. Но для Малера это «непостижимое совершенство» было принципиальным. Принципиальным для него лично, без скидок на общественное мнение или оценку коллег. В действительности адекватный человек – самый строгий и непреклонный критик своих действий и, наверное, это правильно.

Жания Аубакирова – идеальный собеседник. Ее можно спросить обо всем, не опасаясь скатиться в абстрактную высокопарность или бытовую банальщину. Почему она не перебивает, внимательно слушает вопросы и подводящие к ним рассуждения, ведь ее знания и опыт в сфере музыки позволяют предугадывать практически любые сюжетные повороты и провокации? Что  это – врожденная интеллигентность, артистическая выдержка или опыт ведения радиопрограммы?

– Жания Яхияевна, безусловно, каждый из нас проживает многогранную жизнь, все стороны которой равно важны и ценны. Но каков он – ваш мир?

– Конечно, он многосоставен: есть обязанности ректора, любимая семья, гастроли и концерты, замечательные друзья, увлечения, книги... Если сейчас начну ранжировать, боюсь обидеть близких и друзей. Могу точно сказать об общем знаменателе, о том, что объединяет все, придавая смысл, красоту и энергию. И это – музыка. Она оправдывает затраченные силы, вдохновляет в минуты усталости, окупает порой разбитые пальцы, озаряет дополнительным светом самые счастливые моменты. Если не бояться ложного пафоса, то смысл моего мира – в ней.

– Наверное, в музыке для вас не осталось секретов. Каково это – знать о музыке больше 98% людей, не скучно десятки раз играть и слушать знакомые до каждой паузы произведения?

– Проценты явно завышены. Даже будучи профессионалом, невозможно знать обо всем, хотя хотелось бы. Знаете, я со студенческих лет привыкла кидаться в редкие свободные минуты к книгам – за ответами, за новыми вопросами, за равновесием. Философы разных эпох, стран и школ размышляли о значимости музыки в становлении человека, города, страны. Искусствоведы последних столетий практически препарировали музыку, пытаясь понять секрет ее влияния и красоты. А она, не скрываясь, приветливо встречая каждого, остается непостижимой и надежной гарантией смысла нашего мира. Не случайно современные просветители называют Моцарта и Баха главными адвокатами человечества. Если не лукавить, то с великими скучно  не может быть по определению.

– Гастрольный график прошедшего года впечатлит концертирующего музыканта: Астана,  Алматы, Караганда, Актобе, Усть-Каменогорск, Шымкент, Талдыкорган, Женева, Брюссель, Люксембург,  Афины, Вена, Тэгу, Дели... В программах – Итальянский концерт Баха, Хоральные прелюдии Баха–Бузони и четыре баллады Шопена, а также квинтеты Ц. Франка, Шостаковича с Казахквартетом и музыкантами из Франции. Критики фортепианного репертуара, ругаясь по поводу исполнительских трактовок, делят их на «сверхобъективных» и «сверхличностных», относя к первым, например, Гинзбурга, Рихтера, Гилельса, Микеланджели, а ко вторым – Корто, Юдина, Софроницкого и Горовица. Что для вас наиболее важно в исполнении – максимальное отражение замысла композитора или личностное прочтение?

– Беспомощность или убедительность исполнения зависит от множества изменчивых факторов – акустика зала, интеллект, слушательская аудитория, погода, физическое состояние, но главное – это всегда вдохновение. Мне в принципе чуждо искусственное деление исполнителей на какие бы то ни было группы. В то же время надо признать, что попытки приблизиться к аутентичному исполнению достаточно утопичны. Мы живем в другое время, в иных условиях, мыслим и даже слышим иначе. Даже высота камертона изменилась с первоначальных 419,9 Гц до 440, а иногда и 442 Гц. Если в молодости осознание того, насколько прекрасна версия, например, Циммермана, могло действовать угнетающе, парализовать творческие поиски, то сегодня бывает, что игра студента волнует больше трактовки «великих». Из-за обезоруживающей искренности, непосредственности, созвучности времени, «свежести» звука. Один слушатель сравнил это с действиями неопытного отца, держащего младенца неправильно, но с огромной любовью. Когда сама музыка гениальна, а музыкант влюблен в музыку, оценочные суждения излишни.

– Образ Шопена, трагичного гения, игравшего всегда в темноте, уже почти два столетия волнует пианистов, меломанов, ученых. У тысяч людей «роман» с музыкой начинается с вальсов и ноктюрнов Шопена. Его произведения присутствуют в репертуаре практически всех пианистов – и состоявшихся, и только начинающих. На концертах вы играли баллады в своей последовательности: сначала третью, потом вторую, четвертую и только в конце – первую. Признаться, я не припомню такого подхода к программе – это было неожиданно и очень свежо. Почему вы «сломали» последовательность и почему именно так?

– Я играла почти всего Шопена, но на четыре баллады в одном концерте решилась только в прошлом году. Это серьезное профессиональное испытание, экзамен на зрелость и в то же время – запредельное удовольствие. Пианистическая россыпь технических сложностей всегда окрашена изящной и пронзительной эмоцией. Баллады Шопена, не смотря на связь с произведениями А. Мицкевича, не имеют жестко привязанной программы, допуская широкую свободу для интерпретатора. На смену последовательности исполнения баллад я решилась, как на эксперимент, мне захотелось большего контакта с публикой. Задуманный порядок баллад облегчает восприятие, потому что выстраивает «сверхдраматургию» – от самой солнечной третьей баллады, через пограничную между любовью и драмой вторую фа-мажорную, эпическую фа-минорную четвертую, к драматической кульминации в соль- минорной первой балладе. Мне кажется, этот эксперимент удался.

– Жания Яхияевна, ставить перед собой сложные задачи или простые – это ведь выбор конкретного человека, выбор, меняющий действительность. Вы постоянно ищете новые пути, решения,  трактовки. И не только в исполнительстве. В вашем случае готовность к суперцелям имеет прямые последствия для целого вуза. Что дает вам смелость и силы убеждать и добиваться результатов?

– В ряду ежедневных забот, кстати, очень важных я понимаю, какова конечная цель всех усилий. Счастливые лица музыкантов и слушателей, чистое звучание музыки. В прошлом году мы занялись качественным ремонтом корпусов консерватории – впервые за долгие годы. Сразу стало ясно – как вовремя это случилось, ведь коммуникации оказались изношенными до предела, состояние отдельных помещений грозило катастрофой. Я понимала сложность, почти «невыполнимость миссии» – время ограничено, прерывать учебный процесс нельзя, погода непредсказуема. И в то же время я понимала, что надо пробовать, надо действовать, потому что дети, посвятившие жизнь музыке, должны жить и учиться в достойных условиях. Конечная цель ясна, а значит, мы точно справимся, даже если не совсем уложимся в заданные сроки. 

– Практически каждое мероприятие консерватории превращается в праздник, дарит вдохновение, будит новые мысли и желания – будь то фееричный концерт в рамках «ЭКСПО», международный конкурс пианистов или конференция к 200-летию казахской музыкальной этнографии. Но ведь можно комфортно жить и работать с меньшим количеством проектов?

– Я действительно люблю сложные задачи. Бывало, даже понимаю, что до конца не дойду. Но сам процесс достичь невозможного – развивает и мотивирует. Как известно, музыка не приемлет границ, возрастные или географические рамки всегда предельно условны. Наверное, поэтому в консерватории так много международных проектов. Каждый проект несет радость, растущий профессионализм так же,  как и избыток стрессовых ситуаций. И после каждого проекта хочется остановиться, отказаться наперед от всех будущих перегрузок. Но уже в этом году – гастроли, новые концертные программы, фестиваль современной музыки «Наурыз ХХI», интригующие международные конференции... Отказаться и потерять возможность услышать музыку, создаваемую на языке нашего времени, лишить студентов нового исполнительского опыта, остановить энтузиазм и профессиональный интерес педагогов? Но ведь конечная цель – музыка, в ее бесконечно разнообразных проявлениях. И раз за разом я не могу отказаться от проектов, знаю, что обязательно найдутся силы, единомышленники и возможности – и это счастливый закон моей вселенной.

– Во Вселенной, пронизанной музыкой, наверное, действительно включается другая энергия, позволяющая видеть и применять в действии особенную связь между интеллектом, технологиями, эмоциями, духовностью. И тогда возможны фантастические комбинации явлений:  лин–технологии совершенствуют фортепианную технику, ремонт зданий способствует новому видению Рахманинова, а конференция приводит к созданию новой оперы.

– В этих словах правды намного больше, чем вам кажется. Все связано со всем, русский композитор Рахманинов в этом плане – наглядный пример. В темах Рахманинова я всегда слышу тюркское начало – распевные фортепианные соло концертов настолько свободно дышат простором степей, величием гор и человеческого духа, что слезы и радость сотрясают сознание. Откуда у него эти знакомые интонации казахских песен? Гены, универсальность музыкального мышления или загадки квантового мира? Когда-то, будучи начинающей пианисткой, я воспринимала одних композиторов как более «удобных» с точки зрения фортепианной техники, других – менее «удобных». Ведь рояль, так же как любой другой инструмент, создавался с учетом человеческой физиологии, знание законов гармонии и теории музыки позволяет решать любые художественные задачи удобным для рук пианиста путем. Конечно, это субъективные вещи, и у каждого исполнителя свое представление о технической соразмерности. Мне казались сложными, но всегда «удобными» Рахманинов, Шопен. А вот Чайковский, например, бывает для пианистов «капризным и некомфортным». Непривычно ломкой, алогичной для исполнителя показалась мне фортепианная партия Шоссона. Сегодня для меня композиторы если и делятся, то очень условно  на тех, которых ты для себя понял, и тех, кого надеешься понять. Рахманинов в этом ряду уверенно лидирует в обеих ипостасях, он всегда понятен и всегда непостижим. Так что, да – мир пронизан миллиардами связей.

– Мы с удовольствием рассуждаем о Рахманинове, Моцарте, Чайковском и парадоксальным образом ничего не знаем о той музыке, что создается сегодня. Спасибо вам за предстоящий фестиваль новой музыки «Наурыз ХХI», который для композиторов, музыковедов и многих исполнителей является самым ожидаемым событием года.

– Современная contemporary музыка – отдельная захватывающая история. Жубановскую Сонату для скрипки и фортепиано мы играли вместе с Гаухар Мурзабековой, в то время мы напрягались из-за технологических трудностей сонаты и, как нам казалось, недостаточной убедительности. Но прослушав запись, мы были под впечатлением – настолько внятно, красиво и логично звучала цельная картина. Ученые говорят, что количество совершающихся во время исполнения нейронных связей в мозгу пианиста сравнимо по интенсивности и объему с пожаром. Как же полыхает тогда мозг современного композитора, учитывающего во время акта творения музыки законы гармонии, правила формообразования, теории тембра, математические закономерности и весь интеллектуальный багаж человечества? Мне очень интересно, какой будет музыка будущего. И что услышат наши прапраправнуки в музыке нашего времени – новые решения и откровения или суету?

Я очень довольна тем, что у нас развиваются исполнители, увлеченные современной профессиональной музыкой. Это целый мир, который составляет смысл, направления работы, научные исследования специалистов. Одновременно происходит необходимое развитие и воспитание слушательской аудитории, привлеченной креативностью, неординарным мышлением, направленным на расширение горизонтов сознания, мышления. Вместе с этим готовим оригинальные проекты, связанные с аранжировками для крупных музыкальных составов самых популярных казахских мелодий, – как ни странно, но до сих пор есть пробелы в этих важнейших областях национального духа! Традиционные ежегодные фестивали по разным жанрам и направлениям будут проводиться так, чтобы отказаться от заформализованности, повторяющихся или предсказуемых программ, добиваться внимания зрителей в условиях нарастающей конкуренции в череде культурных мероприятий страны. В этом смысле мы каждый год получаем подтверждение правильного стратегического выбора – высокое искусство нужно грамотно пропагандировать, рекламировать, распространять в современных формах, используя законы маркетинга, менеджмента. 

Возвращаясь к Милану Кундере и Алисе… Я никогда не решусь оспаривать совершенства этого прозрачного мира Жании Аубакировой. В ее вселенной важно только одно: чтобы звучащее внутри нее соответствовало тому, что она делает. Музыка – это смысл ее мира. А все остальное  – лишь подготовка к игре, лишь служение музыке.

Раушан ДЖУМАНИЯЗОВА, 
кандидат искусствоведения, 
проректор по научной работе 
КНК им. Курмангазы, 
Алматы