« Вернуться к Пресса

Музыка по имени жизнь

Казахстанская правда
Любовь ШАШКОВА
02.11.2002

Вчера в Алматы состоялся фортепианный концерт народной артистки республики Жании АУБАКИРОВОЙ, выдвинутой за концертные программы последних лет Союзом музыкальных деятелей Казахстана на соискание Государственной премии РК.

36 концертов дала в прошлом году народная артистка республики Жания Яхияевна Аубакирова — в Европе, Азии и по всему Казахстану. В этом году прибавилась Америка. И хотя зарубежные концерты становятся привычными, от этого они не перестают быть менее ответственными — приходится снова и снова доказывать свое право на этот зал, на эту публику.

— Играешь ли ты в Будапеште, Тель-Авиве, Лондоне, Париже, Сеуле, Шанхае, ощущение такое, что это одна публика. То есть когда ты недодаешь — сдержанная в реакциях. Стоит подбросить огня в эту топку, начинается эмоциональный вихрь независимо от национального характера. При этом нельзя забывать, что, например, в одном Париже живет 400 музыкантов мирового уровня, и у публики есть возможность сравнивать. А то, что я так много играю за рубежом, дает мне счастливое знание, что музыкальный процесс широк и разнообразен и казахстанские исполнители — уже часть его.

Но та же самая включенность в мировой музыкальный процесс заставляет чутко реагировать на все изменения в нем, потому что постоянно приходится отвечать на вопросы: кого готовить в консерватории и кем быть самому. При этом казахстанское евразийство удивительным образом скрещивает здесь проблемы переживающей бум классической музыки Азии («Ах, как там играют русскую классику, для упрощения называя Рахманинова — Рах!») и всерьез задумывающейся о путях спасения живого звука в эпоху видео- и клипомании старушки Европы («Наш слушатель должен быть прикован не к мельканию картинки, а к потоку музыки, за которым можно следить и с закрытыми глазами»). И потому при всей похожести реакции публики и восторженном приеме ее программ Жания Аубакирова обычно возвращается домой не с воспоминаниями об аплодисментах, а с размышлениями об увиденном, проецируя все это на свое творчество, на учебный процесс.

Вот поездка в Корею. Обычно музыкант сам выбирает программу выступления, а тут заказали: пожалуйста, Шумана и Брамса. Приняли восторженно. Начались мастер-классы. И оказалось, что занятие идет не наедине с учеником, как у нас, а на сцене, на виду еще у 150 учащихся. «Шу-у-ух» — дружно переворачиваются ноты. «Неважно, что понял ученик, важно, что сказал учитель». А потому как можно больше учащихся должно послушать мастера... хотя бы 15 минут.

Вот концерт в Шанхайской консерватории, одной из лучших в мире. Сама тысячелетняя история Китая психологически довлела, казалось, что жители Поднебесной на всех смотрят свысока. Собрались пианисты, педагоги, музыковеды, а самое сложное, как известно, играть не для широкой публики, а для профессионалов. Но был успех, и Жание сказали: «Мы не ожидали, что в Центральной Азии есть такого уровня пианист». У этого успеха есть и другая сторона: по всей видимости, в Алматинской консерватории вскоре появятся новые студенты — корейцы, китайцы, малазийцы.

Каждый год Жания Аубакирова играет в Париже, где когда-то завоевала свой первый Гран-при, где стала кавалером ордена Литературы и искусства, с консерваторией которого, старейшей в Европе, сотрудничает молодая Казахская национальная консерватория. Если первые совместные проекты готовились на пределе сил с тщательной предосторожностью и непременным участием самой Жании, то теперь их неизменный успех у парижских коллег окрылил, прибавил уверенности в собственных силах, они ушли из разряда необычного. Необычным остается восторг побывавших в Алматы педагогов, музыкантов, заставивший проректора Парижской консерватории написать Жание Аубакировой: «У меня такое чувство, что всем надо переезжать в Алматы». А Ассоциация европейских консерваторий признала нашу, алматинскую, одной из самых динамично развивающихся и открытых новациям консерваторий.

Объединяющаяся Европа идет к общему стандарту высшего музыкального образования, которому смогут соответствовать далеко не все. Задумываться об этом приходится и в далекой Азии: мы же часть мирового музыкального процесса. Между тем все больше и больше в мире людей, профессионально занимающихся музыкой, и все меньше любителей слушателей, особенно в Европе и Америке. Значит, нужно делать эту профессию более универсальной? Но как тогда быть с все более четкой градацией между понятиями «артист» и «музыкант», когда как раз настоящих музыкантов, объединяющих людей вокруг музыки, привлекающих их к ее живому голосу, становится все меньше?

— Включенность в международный музыкальный процесс заставляет задуматься: что за явление — музыка в нашей духовной жизни и как она сейчас существует, как развивается, — говорит Жания Аубакирова. — Французские специалисты обеспокоены, что вместо искусства к людям приходит продукт искусства, что клиповая культура вытесняет живое исполнение. Нельзя с этим не согласиться и не учитывать эти проблемы при подготовке молодых исполнителей или работая над своей исполнительской манерой, в собственных приоритетах и музыкальных идеях. Ведь моя исполнительская деятельность и образовательная теперь неразрывно связаны и удивительным образом обогащают друг друга.

В этом году Жания Аубакирова побывала в США и, по собственному ее признанию, убедилась: в плену скольких ложных представлений и клише может пребывать даже открытый мировой культуре человек. Она рада, что эти клише разбиты, что по ту сторону мирового океана встретила широко образованных людей, искренне болеющих за классическую музыкальную культуру и истово служащих ей, у которых есть чему поучиться. Ширятся контакты и с Германией.

— И все-таки, Жания Яхияевна, какое самое сильное впечатление от встреч с музыкой, музыкантами, слушателями в последнее время?

— Я наконец сыграла свой любимый квинтет Брамса! Я так мечтала об этом квинтете Брамса и наконец этим летом сыграла его с бельгийскими музыкантами. А еще меня пригласили на 45-летие Экибастуза, и я играла там чакону Баха. После меня на сцену вышел Герой Соцтруда, четырежды кавалер ордена Ленина Станислав Куржей и вместо заготовленной речи полчаса говорил о чаконе Баха, а весь народ его дружно поддерживал. Такое не забывается.

Для меня очень важно, что казахстанские концерты становятся значимыми. Все-таки классическая музыка не имеет у нас вековых традиций, но благодаря Айман, Гаухар, Марату Бисенгалиеву, молодым талантливым исполнителям она становится достойной частью культуры. Считается, что сегодня люди далеки от высокого искусства, а на самом деле они так горячо реагируют, такие эмоциональные богатства открываются. Недавно меня пригласили на десятилетие полиции Астаны, представляете?! Я удивилась. А мне говорят: «Между прочим, Жания Яхияевна, мы провели опрос, и 60 % сотрудников высказались за живую классическую музыку, за встречу с вами». Я с восторгом вспоминаю эти встречи: Караганда — потрясающая, Атырау — чудо, Петропавловск — чудо, Кызылорда — чудо. В Павлодаре я играла такую сложную философскую музыку, а как слушали! Я мечтаю о Семипалатинске, об Усть-Каменогорске. Я так люблю ездить в Астану, в нашу молодую столицу, где люди так чутко реагируют на музыку, а чиновники с пониманием решают наши проблемы. Я чувствую, что роль культуры не только на словах, на деле утверждается в обществе, ее теперь может поддержать не только государство. Но важнее всего импульс любви, идущий от людей в зале.

Жания Аубакирова признается, как после развала Союза она думала: неужели я никогда уже не буду играть в хороших залах? Сегодня она, музыкант с мировым именем, уже выбирает, в каком зале будет играть, а в каком нет; с какой консерваторией завязывать контакты, а где они не дадут положительных результатов. Потому что абстрактное представление о том, что за границей все хорошо, сменилось твердым знанием, где именно и что именно хорошо. И сейчас уже москвичи и петербуржцы приезжают в Казахскую национальную консерваторию и удивляются: надо же вы какие, а у нас такого нет... Но на все, очевидно, нужна одна движущая сила, имя которой — любовь.

— Если раньше я себя чувствовала малюсенькой и неизвестной, то сейчас меня не то что раздувает от важности, а я удивляюсь, как может меняться жизнь, если к этому прилагать усилия. Конечно, прежде всего произошли объективные изменения в обществе, мы стали независимой республикой. И потому, при всех трудностях, которые мы прошли и которые еще предстоит пройти, неизмеримо больше открылось возможностей. И каждый эти возможности должен ощутить и ими воспользоваться. Мне же хочется, чтобы молодые люди, желающие работать в музыкальном мире, тоже воспользовались своей возможностью и пришли работать с нами.

...Отгремели аплодисменты на алматинском концерте Жании Аубакировой, который явился только частью ее большого ноябрьского турне. 6 ноября ее примет Астана, потом Берлин, потом Бонн, потом в Париже тот самый зал, где в позапрошлом веке, готовясь к концертам, волновался Ференц Лист. И она тоже будет волноваться перед выходом к этой элитной публике, пришедшей послушать ее интеллектуальное, полное страсти фортепиано.