« Вернуться к Пресса

Мир культуры

Казахстанская правда
13.11.2007

Трудно найти более капризную часть общества, чем деятели культуры. Все у них служит поводом для критики: то не хватает средств на воплощение великих планов, то публика платит холодным невниманием, то нет условий для передачи уникального опыта, а то в театре или концертном зале свет не горит и стены облупились. Поза ожидающих помощи «непризнанных гениев» всегда наготове, и куда ни кинь все им должны — и общество, и публика, и власти. Казалось бы, исключений чрезвычайно мало, и редко где, и редко когда культурное сообщество готово к выражению благодарности, удовлетворения и дружеской привязанности, тем более если их объектом выступает власть, а художник, по определению, всегда находится к ней в оппозиции.

И кто бы мог подумать, что в современном Казахстане у писателей, артистов и прочих мастеров культуры наступила эпоха «минимальных претензий». Они обезоружены и взволнованы внезапно обрушившимся на них потоком благодеяний, и пуcть поток этот не орошает всех и каждого, но даже самые требовательные и критически настроенные готовы признать: в Казахстане без громких заявлений и деклараций совершается самая настоящая культурная революция. Революция подлинная, давно желаемая и, как ни трудно поверить в это, культурная революция, вдохновляемая и направляемая рукой Президента Нурсултана Назарбаева. Вдруг правильные слова, которые произносят все и всегда, обретают плоть, вдруг бесспорные мысли и в самом деле становятся реальностью, и даже известное во всем мире словосочетание, пишущееся в одно слово «starvingartist» (голодающий художник), в современном Казахстане уже так не пишется. Власть протягивает руку культуре, власть покровительствует художникам. И все потому, что лидер нации, пожалуй, единственный на всем постсоветском пространстве, увидел в культуре все то, чем она, по сути, является — народную память, народную гордость и будущее народа. 

Культура — это люди, те самые капризные художники, от которых так просто отмахнуться. Однако Нурсултан Назарбаев говорит и действует иначе, заявляя: «Всегда на голову выше тот народ, который ценит искусство и лелеет таланты». Прекрасная декларация! И она, к нашему удивлению, воплощается в жизнь. Кругом растут и множатся всевозможные фонды поддержки, программы развития, разнообразные инициативы для помощи талантам. Надо быть совсем ленивым и не верящим в себя, чтобы молодому одаренному музыканту в современном Казахстане не найти какую-нибудь стипендию, грант, единовременную помощь и программу содействия начинающим гениям. Куда уж дальше, если каждый год 3 000 молодых казахстанцев едут за счет государственных ресурсов покорять мир и учиться в лучших учебных заведениях. Многие удивятся, но это действительно самые одаренные наши дети, а не сынки и дочки «нужных людей». Где еще можно найти подобную щедрость и дальновидность? Разве что у китайцев, год за годом посылающих перспективную молодежь за рубеж и готовых к тому, что вернутся далеко не все... И не оттого ли успехи Китая столь впечатляют, что этот план работает именно так, как задумано, подтверждая решающую роль «человеческого фактора» в жизни любого народа?

Культура играет первейшую роль в том, что о нас думают другие. Она — наш имидж, который всегда можно превратить в контракты, совместные проекты, инвестиции — словом, превратить в доверие и взаимопонимание. Наш Президент один из немногих в СНГ понял, сколь важны и «материальны» мысли о нас, и начал активно инвестировать национальные ресурсы в имидж страны, в ее культуру, представляющую нас миру. Нурсултан Назарбаев говорил: «Президент лично отвечает за то, чтобы его нация не исчезла в ближайшие 100—200 лет, как это было со многими тюрками Алтая в этом веке, а как максимум расцвела и заняла достойное ее истории место в мировой семье других народов. Задача состоит в том, чтобы суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории. Культура — облик нации, бытие ее духа и интеллекта». Кто мы и что мы в семье народов — это наша культура. Вот почему при содействии Президента организовываются гастроли больших коллективов за рубеж, и в их числе концерты симфонического оркестра (100 человек!) нашей консерватории в Англии, Италии, Германии. Везде — огромный успех, энтузиазм, восторженная пресса. Эти связи перерастают в совместные конференции, концертные проекты, мастер-классы, где мы на равных взаимодействуем с признанными европейскими лидерами в музыкальном деле. 
При этом огромное любопытство за рубежом вызывает национальное музыкальное искусство Казахстана: каждый хочет буквально «потрогать» его, узнать «на вкус». Прекрасно, что мы играем европейскую классику, но что в нас уникального, неповторимого, единственного? Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал: «Главное содержание культурной идентификации, и чем дальше, тем больше, будет связано с судьбами нашей общей Родины — Казахстана с его уникальной историей и культурным ландшафтом, не сводимым в чистом виде ни к восточным, ни к западным культурным моделям. Многое из потаенных картин древней истории, из сокровищницы культурно-исторической памяти нашего талантливого и искусного народа представлено в наших песнях и кюях, сказаниях и думах». Никогда прежде наша музыка не вызывала такой поддержки государства, никогда ранее мы не имели возможность продемонстрировать миру плоды нашей музыкальной фантазии. Сегодня казахское национальное искусство, и не только музыкальное, переживает истинный бум, возрождение. И как может быть иначе, если впервые в истории мы осознаем себя как нация и государство? Президент как лидер молодого государства, быть может, еще острее, нежели каждый из нас, ощущает необходимость национальной идентичности, национального самоопределения, и этот процесс совершается сейчас, сегодня, на наших глазах. Одним из знаков этого процесса, без сомнения, является расцвет народного искусства Казахстана.

Не могу не сказать о своей судьбе, о неизменном уважении и поддержке, которые я встречаю и со стороны Президента, других структур власти, и со стороны наших граждан. Думая о причинах такого чрезвычайного внимания, которого я, конечно же, не имела бы в другой стране, прихожу к мысли о том, что дело в нашем национальном почтении к людям искусства. Кто был первым героем у кочевых народов Казахстана, о ком вспоминали, к кому тянулись и в горе, и в радости? Конечно, к певцу, сказителю, поэту, домбристу — к тому, кто словом и звуком выражал душу народа и становился близок всем и каждому. Европейские народы, пожалуй, успели утратить эту непосредственную общность со своими артистами, для них это скорее уже медийные лица, взирающие с обложек журналов; у нас же в Казахстане люди культуры — это родные дети нации, члены большой национальной семьи. Не так ли и сегодня, сквозь века и поколения, воспринимаются наши легендарные Жамбыл и Абай? И каждый деятель культуры несет в себе часть этой семейной общности и этой ответственности перед доверяющими нам людьми. Прекрасно, что Президент, олицетворяющий народ Казахстана, относится к нам так же и своей политикой выражает это возвышающее нас отношение. 
Культура нашей страны, ее духовная опора и сама нуждается в ощутимом фундаменте, и в этой роли выступает ее инфраструктура: система учреждений культуры — театры, учебные заведения, библиотеки, музеи. И желательно современные, оснащенные всем необходимым. Техника XXI века принесла нам новые потребности; сегодня уже нельзя представить консерваторию не только без первоклассных инструментов, но и без совершенной системы звукозаписи, без концертного зала с хорошей акустикой и системой кондиционирования, без конференц-зала с необходимой проекционной техникой, без компьютеров и Интернета, без хорошей столовой, в конце концов. Это нужно не только нам самим, но и нашим зарубежным гостям, которые без всего этого не восприняли бы нас как равноправных партнеров. И у нас сегодня все это есть, включая консерваторское радио «Классика», которое будет вещать на весь Казахстан. 
В последние годы вместо привычного чиновничьего равнодушия все чаще слышишь в разных инстанциях: «Что мы можем для вас сделать? Чем помочь?» Что же вдруг произошло, что заставило людей, прежде не заинтересованных в культуре, так приятно измениться? Полагаю, это политика Президента, который совершенно искренне и убежденно говорит: «Лицо общества определяется его отношением к творческим людям. Мы поддержим наших выдающихся писателей, музыкантов, артистов, художников не в разовом порядке, а на постоянной основе. Мы найдем средства для поддержки всех крупнейших театров и библиотек страны. Мы откроем новые театры и музеи в это непростое время. Это наш вклад в будущее».

Такой подход в чем-то напоминает первые годы советской власти, когда не хватало хлеба и тепла, но работал Большой театр, звучало поэтическое слово, игрались спектакли у Вахтангова, Станиславского, Мейерхольда... И хоть теперь хлеба достаточно, у власти есть верное понимание приоритетов: ведь, оказывается, сознание определяет бытие, а не бытие — сознание, и потому хлеб духовный определяет конкурентоспособность нации и ее возможности утвердить себя в мире. Не подтвердил ли эту истину опыт советского государства? Вот почему Казахстан выделяет средства на разнообразные фестивали, постановки, концерты, заботясь о том, чтобы замыслы воплощались и культурные проекты становились явью. Как будто объясняя столь чуткое отношение к культуре и ее нуждам, Президент говорит: «Вокруг того, что мы обозначаем понятием «культура», сосредоточены тончайшие субстанции, без которых невозможно само существование человека».
Все, что делается сегодня в нашей культуре, проникнуто духом евразийства, которым мы по праву гордимся. Евразийство — это не модное слово, а самая суть нашего образа жизни и принципов, и нашей культуры тоже. Кочевые народы — это те, кто соединяет ближних и дальних, кто служит мостом, связью и способом контактов для самых разных культур и цивилизаций. «Дух открытости и сотрудничества — часть традиции нашего народа, — напоминает Президент Нурсултан Назарбаев. — С незапамятных времен Казахстан был землей встреч и соседства различных обычаев и культур». Такое понимание своей страны и ее народа гарантирует от наибольших зол современности, от нетерпимости, национализма и ксенофобии. Радостно слышать, что культура Казахстана расцветает, как культура многих народов; приятно знать, что всем нациям гарантированы в Казахстане возможности культурного развития и самовыражения, что мы защищены от ненависти и насилия нашими традициями кочевой культуры, традициями, которые так естественно и неуклонно развивает Президент. 
Мы открыты для культурного диалога, для содружества и сотрудничества. Единственно, чего хотелось бы пожелать самим себе — активности, инициативы, желания и умения работать. «Твори, выдумывай, пробуй», как говорил поэт. Мы еще не вполне изжили советскую психологию ожидания благ и «протянутой руки»; как хочется, чтобы на каждый шаг власти мы отвечали двумя собственными шагами. Ведь мы и власть идем навстречу друг другу во имя общей цели — духовного процветания нашего народа. Власть дает нам материальную основу, прочее — за нами. Если мы достигнем в этом взаимодействии нужного баланса, то не за горами почти золотой век. Не о нем ли мечтает Президент, когда говорит: «Только тогда, когда богатства материальные и богатства духовные придут к взаимной гармонии, можно построить такое общество, к которому стремится все человечество».

Жания АУБАКИРОВА,
народная артистка РК,
ректор
Казахской национальной
консерватории имени Курмангазы