ЛИТЕР-Неделя: Жания Яхияевна, совсем скоро Казахстан отметит 20-летие независимости. В связи с этим хотелось бы узнать, что эта дата означает для музыкальной культуры нашей страны?
Ж.А.: Очень непросто ответить на этот вопрос. С исторической точки зрения 20 лет – совсем небольшой срок. Наверное, мало кто из нас ожидал таких колоссальных изменений, которые произошли не только в культуре, но и во всех сферах нашей жизни.
Почему мне кажется сложным этот вопрос? Потому что я привык-ла считать, что процессы в культуре, образовании очень медленные, измеряются десятилетиями или столетиями. Вместе с тем я живой свидетель того, как стремительно и кардинально изменилось сознание музыкантов, как блистательны и успешны они тогда, когда есть настоящая востребованность, внимание, материальная и моральная поддержка их творческих потребностей.
Государству удалось сохранить потенциал музыкальной сферы в сложные годы, а теперь, когда экономическое состояние улучшилось, наше положение – одно из самых лучших в мире.
Не только консерватории СНГ, с которыми нам привычно сравниваться, но и даже крупнейшие консерватории мира не ставят таких задач, которые решаются нами в последние годы. Слушатели во всех странах, в которых выступали коллективы и солисты консерватории, подходили к нам с поздравлениями после концертов и обязательно подчеркивали этот невероятный факт, что молодые студенты из нашей страны имеют возможность выступать в самых лучших залах мира.
Мне важно подчеркнуть то обстоятельство, что не только в консерватории происходят позитивные перемены. Каждый год, выступая в различных регионах страны, мы наблюдаем, как строятся новые и реставрируются имеющиеся концертные залы, театры, музеи, приобретаются инструменты, но-вые костюмы, выделяются средства для гастролей. Для нас, людей культуры, это самые главные и показательные приметы 20-летия независимости, также как и полные залы замечательной публики, которая в последние годы значительно выросла в своих культурных потребностях и с особым восторгом воспринимает концерты сложной классической и традиционной музыки.
ЛИТЕР-Неделя: Как известно, консерватория планирует отпраздновать это событие в рамках концерта, который пройдет 9 декабря в концертном зале Астаны?
Ж.А.: Весь 2011 год мы осуществляем крупный проект «Концерты студенческих творческих коллективов и солистов в городах Казахстана», демонстрируя современный уровень и успехи сферы музыкального образования страны, достигнутые за годы независимости, энергию молодых талантов, признанных на мировом уровне.
Наши творческие коллективы и солисты с большим успехом выступили в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Западно-Казахстанской, Актюбинской областях, а также в России, ОАЭ, Германии, Турции, США, Корее, Венгрии, Австрии, Иордании.
Гала-концерт в Астане 9 декабря увенчает все значимые события предыдущих лет, станет финальным, торжественным аккордом юбилейного года. Программа концерта эффектна и динамична, в полной мере отражает энергетику, содержание и яркие достижения нового поколения казахстанских музыкантов. Я уверена, что зрители, которые посетят наш концерт, будут впечатлены абсолютно новой формой представления классической и традиционной музыки. Этому также будут способствовать оригинальная сценография, специальная свето- и звукорежиссура, музыкальные ин-сталляции в фойе главного зала страны.
ЛИТЕР-Неделя: Какими яркими достижениями и прорывными проектами в области музыки отметилась консерватория за годы независимости?
Ж.А.: За последние годы осуществились крупные концертные турне студенческих коллективов и солистов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в самых знаменитых залах Европы, Азии, США, таких как «Карнеги- холл», «Кеннеди-центр», «Барбикан-холл», Концертхаус, зал Берлинской филармонии и других.
Рецензии в авторитетных мировых СМИ: «Independent», «New York Times», «International Herald Tribune», и трансляции этих концертов зарубежными телевизионными каналами «Deutsche Welle» и «ZDF» свидетельствовали о высоком уровне качества выступлений молодых казахстанских музыкантов.
Безусловно, все это становится возможным благодаря постоянной и неизменной позиции по отношению к культуре президента нашей страны, которая отражается на поддержке государственных структур, национальных компаний и спонсоров.
Консерватория за годы независимости взяла на себя дополнительные функции культурного проектного центра, который ежегодно проводит несколько крупных международных конкурсов, фестивалей, мастер-классов, научно-практических конференций. Традиционными из них стали: Международный конкурс пианистов, фестиваль современной музыки «Наурыз-XXI», Международный фестиваль мастер-классов, международная программа «Восходящие звезды» – «Music Forum Kazakhstan».
Мы очень гордимся пятилетней программой сотрудничества с Парижской национальной высшей консерваторией музыки и танца, которая целиком финансировалась МИДом Франции (2000–2004 гг.). Эта программа была очень продуктивной, потому что наши коллеги помогли нам изменить свое отношение к профессии, узнать точнее о мировых музыкальных процессах.
Благодаря французам мы научились навыкам проектного менедж-мента. Был дан старт масштабному международному сотрудничеству, контактам с самыми крупными и известными учебными заведениями и музыкальными учреждениями, которых на сегодняшний день у нас больше шестидесяти.
С большим удовлетворением я воспринимаю наш недавно осуществленный проект «Радио «Classica», благодаря которому жители Алматы имеют возможность слушать качественную классическую музыку. И теперь мы ежедневно слышим отклики от людей из самых разных слоев общества, которые благодарят нас за классическое радио.
ЛИТЕР-Неделя: Имеет ли казахстанская музыкальная школа академического образования свой почерк? Или же в настоящее время используются методика и опыт стран ближнего и дальнего зарубежья?
Ж.А.: Системы образования разных стран и континентов кардинально отличаются друг от друга. Качество подготовки специалистов зависит от традиций, формирования многолетних школ. Во всем мире существуют только несколько профессиональных образовательных центров (Нью-Йорк, Токио, Сеул, Пекин, Шанхай, Париж, Лондон, Москва, Мюнхен). Молодежь не столько получает образование в определенных и известных вузах, сколько стремится обучаться у конкретных, зарекомендовавших себя педагогов, поскольку имеет значение индивидуальный контакт и артистические, исполнительские и педагогические навыки преподавателя.
Существует понятие школы в той или иной музыкальной специализации. Так, например, традиционно сильны французские духовики, итальянские певцы, русские или советские пианисты и скрипачи.
Классическая музыка, естественно, бытует и развивается на европейском континенте, менее популярна и распространена в США, получила значительное развитие в Японии, Корее, Китае и бывшем Советском Союзе. Во всех этих странах существует множество различных типов музыкальных образовательных учреждений, среди которых только несколько вузов, известных своими традициями воспитания профессиональных музыкантов для сцены. Все остальные вузы отличаются большим разнообразием программ, специализаций, уровнем подготовки и готовят специалистов для различных образовательных, творческих, просветительских, благотворительных организаций и учреждений.
В Казахстане на сегодняшний день распространена стандартизированная система бывшего советского музыкального образования, состоящая из определенного числа музыкальных школ (начальное звено), колледжей и училищ (среднее звено) и двух музыкальных академических вузов.
ЛИТЕР-Неделя: Какие знаковые культурные события в стране вы сами могли бы отметить?
Ж.А.: Основные, самые крупные культурные события происходят в нашей столице, символизирующей новый облик страны. Очень много мировых звезд уже побывало в Астане, проводятся фестивали оперного, балетного искусства, Евразийский кинофестиваль, знаменитые режиссеры приглашаются на новые постановки – идет форсированное развитие культурной и образовательной среды высокого уровня, соответствующего высоким амбициям молодой столицы.
Я бы назвала знаковым событием в культуре возведение Центрального концертного зала «Казахстан» в Астане, построенного по самым современным архитектурным и дизайнерским стандартам. С большим воодушевлением я ожидаю ввода в эксплуатацию Медиацентра в Астане, в котором будут осуществ-ляться посредством новых технологий самые смелые творческие идеи. Как простой житель страны, я восхищаюсь архитектурными чудесами нашей столицы, которая сама по себе является важнейшим знаковым событием нашей новейшей истории.
Я также восхищаюсь Алматы как крупным городом страны с устойчивыми и развивающимися современными культурными запросами, обладающим особой атмосферой, воспринимающей и воспроизводящей все самое продвинутое, неординарное, неожиданное, местами из ряда вон выходящее. Я люблю Алматы за открытость новому, за готовность узнавать, восторгаться, критиковать, быть гостеприимным, правда, это у нас общенациональное.
ЛИТЕР-Неделя: Что бы вы хотели пожелать казахстанцам в канун знаменательной даты – Дня независимости республики?
Ж.А.: Большинство людей, и казахстанцы в том числе, чувствуют наступление новой эпохи, усиление влияния позитивных энергий. Наступает время осознания вечных и глубоких истин, ярких духовных поисков и счастливых озарений. Хочется пожелать в канун праздника всем соотечественникам активного жизненного настроя, мудрости и радостного восприятия этого прекрасного мира!